Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Брестского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Березовского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 3 г. Белоозёрска»
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела образования,
спорта и туризма Березовского райисполкома
_________________Т.П. Бренько
« » _________________2018 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования
«Средняя школа №3 г. Белоозёрска»
_______________ С.В. Карпович
« » ______________2018 г.
|
Инновационный проект
«Внедрение модели нравственного развития обучающихся
в современном образовательном пространстве
на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера»
Сроки реализации: 2018 – 2021 гг.
Руководитель учреждения образования:
Карпович Светлана Владимировна___________
225215 Брестская обл.,
Березовский р-н,
г. Белоозерск, пр. Мира, д.7
Тел.: 8(01643) 38846, 38850,
моб. +375 29 5217692
e-mail: school3_blz@berezaroo.brest.by
|
Консультанты:
Осипов Алексей Иванович
профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», доктор философских наук, профессор;
Финькевич Людмила Владимировна
доцент кафедры общей и детской психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Бройко Александр Васильевич
директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».
Тел. 80292535616
e-mail: Evfrosiniapolotskaya@yahdex.ru
|
Название проекта:
«Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера»
Сроки реализации: 2018 – 2021
Данные о разработчиках:
Карпович Светлана Владимировна, директор
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №3 г. Белоозерска»
8 (01643) 38846, +375295217692
е-mail: school3_blz@berezaroo.brest.by
Данные о консультантах:
Осипов Алексей Иванович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси» доктор философский наук, профессор;
Финькевич Людмила Владимировна, доцент кафедры общей и детской психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Бройко Александр Васильевич – директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»
e-mail: Evfrosiniapolotskaya@yahdex.ru
Сроки проведения инновационной деятельности: 2018 – 2021 гг.
Актуальность проекта
Данный проект отвечает приоритетным направлениям развития инновационного образования и предполагает определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогической деятельности.
Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как в необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа значительно возрастает перед лицом современных вызовов и угроз. «Разрушение традиционных религиозно-нравственных норм является главным вызовом человечеству», - отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Преодоление существующих вызовов современности и решение насущных проблем современного общества возможно только на основании возрождения и укрепления традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа. Выбор системы ценностей становится судьбоносным для каждого человека в отдельности и для страны в целом. В ситуации агрессивной пропаганды и навязывания нам чуждых ценностей – культа наживы, разрушения семейных ценностей, вседозволенности – восточнославянские народы опять поставлены перед выбором: отстаивать свою духовно-нравственную и культурную самобытность или превратиться в безликую и безвольную толпу потребителей массовой «культуры».
Президент Республики Беларусь заявил с трибуны ООН: «Необходимо на деле признать, что мы все разные и что каждый народ, каждая страна имеет право на выбор своего пути развития. Именно в нашем многообразии - залог общего прогресса и успеха каждого».
Наиболее продуктивный путь решения современных социальных проблем в сфере воспитания подрастающего поколения – это объединять усилия учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа, распространять опыт сотрудничества органов управления образованием, учреждений образования и Православной Церкви. Государство всячески заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с исторически-традиционными конфессиями, влияние которых в обществе неуклонно растет. «Национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в мире» (Доклад на Международных Рождественских чтениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2018 г.)
Беларусь относится к таким государствам, этнический состав которых формировался на протяжении многих веков. Для белорусских земель исторически всегда была характерна многонациональность населения, многоконфессиональный, многокультурный уклад жизни. Однако традиционная для белорусского общества национальная, конфессиональная и культурная неоднородность не создает реальных социальных угроз. Наша национальная государственность строится на традиционном для нашего народа взаимоуважении, толерантности, добрососедстве.
Все исторически традиционные для Беларуси религии (православие, католичество, Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам) формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусского народа, его национальный менталитет. При этом Православие являлось и является религией большинства населения нашего Отечества, культурообразующей религией белорусов, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
«…Культурное, религиозное многообразие является не яблоком раздора, как в других точках планеты, а служит взаимному обогащению. Этого удается достигнуть благодаря взвешенной, целенаправленной политике государства… Для всех Беларусь стала примером миролюбия, толерантности, межнационального братства. И здесь мы должны выразить искреннюю признательность всем религиозным конфессиям, представителям национальных диаспор, которые своей конструктивной, гуманистической позицией консолидируют белорусское общество (Послание Президента РБ А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г.).
Реальной угрозой обществу наряду с псевдорелигиозными тоталитарными сектами становится всемирное информационное пространство. «Всемирная паутина», ставшая по сути виртуальным миром жизни молодежи и подростков, в ряде случаев осуществляет влияние, чуждое нашей культуре, нравственности и национальному менталитету.
Духовно-нравственная безопасность становится одной из форм национальной безопасности, что зафиксировано в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: приоритетными среди основных национальных интересов в социальной сфере являются «развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и приумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма». При этом повышение эффективности духовно-нравственного воспитания связывается с обращением к исторически традиционным духовным и культурным ценностям белорусского народа.
В современных условиях экономической и политической интеграции все острее стоит вопрос о сохранении национальной специфики, в том числе и в воспитании. В связи с чем поликультурное воспитание является одной из приоритетных педагогических задач, стоящих перед современной системой образования.
Поликультурная педагогика заимствует многовековой опыт православной педагогики и богатый опыт интернационального воспитания советской школы.
Поликультурное воспитание призвано обеспечить толерантное сосуществование больших и малых этносов, поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира.
Поликультурное воспитание занимает позицию признания равноправия культурных ценностей (равноправия, но не равнозначности), предусматривает гармонизацию отношений представителей различных цивилизаций и культур, межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму. Одной из основных задач поликультурного воспитания является освоение культурно-образовательных ценностей, формирование навыков взаимодействия различных культур.
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.
Важнейшей проблемой на современном этапе развития системы образования является создание условий для ценностного воспитания, под которым понимается «не прямая передача обучающимся общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способности к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах».
Поэтому в Государственном учреждении образования «Средняя школа №3 г.Белоозерска» в условиях существующих вызовов современности и решении насущных проблем современного общества, которые возможны только на основании возрождения и укрепления традиционных духовно-нравственных норм и ценностей нашего народа, считают, что работа в данном направлении требует дальнейшего развития, обновления и совершенствования.
Реализация решения таких противоречий позволит:
- создать систему воспитательной работы учреждения образования по формированию нравственного развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа;
- повысить мотивационную готовность всех участников образовательного процесса к организации межкультурного и межнационального взаимодействия;
- достичь оптимального уровня взаимодействия учреждения образования и семьи по вопросам духовно-нравственного образования детей в поликультурном образовательном пространстве;
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов, их информационной компетенции.
Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности подтверждается богатым опытом по данной теме, профессионализмом педагогического коллектива и его мотивацией к инновационной работе, а также поддержкой отдела образования, спорта и туризма.
Основная идея проекта заключается в создании организационно-методических и психолого-педагогических условий для обеспечения внедрения модели нравственного развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа
Новизна проекта состоит в том, что внедрение духовно-нравственных аспектов воспитания в образовательный процесс школы позволит повысить личностно-профессиональный уровень педагогов и обеспечит формирование личности учащегося, адаптированной к жизни в поликультурном пространстве со всеми его возможностями, угрозами и рисками.
Цель:
Совершенствование воспитательного процесса на основе внедрения модели нравственного развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста для формирования навыков жизни в поликультурном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Задачи:
- Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждений и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа;
- Разработать методические рекомендации по обеспечению преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;
- Создать учебно-методические пособия и комплексы нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- Организовать работу ресурсных центров, обеспечивающих психолого-педагогическое и социальное сопровождение и содействие в реализации инновационного проекта
Ожидаемые результаты:
- переход на качественно новый уровень воспитательного процесса с внедрением модели нравственного развития обучающихся в поликультурном пространстве;
- формирование у педагогов духовно-нравственной культуры и повышение уровня их технологической подготовки;
- повышение познавательной и социальной активности обучающихся, членов молодежных организаций в вопросах межкультурного и межнационального взаимодействия;
- сокращение количества учащихся, склонных к противоправным действиям;
- использование в работе учреждения программы факультатива «Основы православной культуры», объединений по интересам, факультативных занятий в I-IV; V-VIII; IX-XI классов как основы системной комплексной воспитательной деятельности позитивно влияет на формирование межкультурной компетентности участников инновационного проекта.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Несмотря на относительно недавнее оформление понятий «поликультурное образование» и «поликультурное воспитание», традиции и концептуальные основы поликультурности развивались с древнейших времен. Идеи поликультурного воспитания получили отражение в философских и педагогических взглядах мыслителей разных историко- культурных периодов. Наиболее раннее концептуальное обоснование значимости поликультурного образования и воспитания представлено в пансофии (от гр. pan - все и sophia - мудрость) - философии всеобщей мудрости, идее всеобщего знания. Пансофия как философская концепция образования занимала важное место в педагогической теории Я.А. Коменского, разработавшего программу всеобщего образования и воспитания («Великая Дидактика, или Универсальное искусство обучения всех всему»). Идеи поликультурного воспитания прослеживаются в педагогическом наследии К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева и связаны с обоснованием значимости трансляции всечеловеческих ценностей культуры в педагогическом процессе. Признавая значимость творческого потенциала народа, К.Д. Ушинский подчеркивал свободу идеи народности от национальной ограниченности («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»). П.Ф. Каптерев считал, что «всечеловеческое» содержание педагогических идеалов должно преобладать над народными ценностями, которые существенно различаются у всех сословий и социальных категорий людей («Дидактические очерки. Теория образования»).
Развитие поликультурного образования опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии: культурно-историческую концепцию развития личности (Л.С. Выготский), этнопсихологические концепции национальных особенностей личности и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (В.С. Агеев, А.В. Дмитриев, Р.Е. Кемпбелл, М. Мид, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, В.Ю. Хотинец, С. Черри), теорию воспитания культуры межнационального общения и формирования этнической толерантности (З.Т. Гасанов, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко), теорию межкультурно- ориентированной личности (Ф. Грин, Ж. Дерида, К. Оберг).
Проблемы межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия в образовательном пространстве XXI века, различные аспекты поликультурного образования, формирования толерантного отношения к детям-беженцам средствами поликультурной педагогики рассматриваются в публикациях отечественных ученых Н.К. Катович, Е.И. Луговцовой, А.В. Селиванова, Л.В. Емельянчик, Л.М. Кравец, С.М. Сазоновой.
Достаточное количество исследований посвящено вопросам формирования поликультурной компетентности.
Поликультурная компетентность как научная проблема исследовалась многими ученым и трактовалась по-разному, а именно как многокультурная компетентность, компетентность многообразия, межкультурная компетентность, поликультурная грамотность.
A. Т. Колосовская рассматривает поликультурную компетентность как интегральное качество личности, включающее знание об особенностях иной культуры, умения интерпретировать инокультурную информацию, опыт коммуникативной деятельности, качества личности (эмпатию, толерантность). По мнению Р. Хенви, поликультурная компетентность - постижение особенностей культуры и народа - ее носителя на уровне сознания, различий между своей и чужой культурами.
В работе А.Г. Лапшина дается следующее определение поликультурной компетентности: «Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов».
B. Т. Рощупкин определяет поликультурную компетентность как «способность, умение человека принимать содержание и форму культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его как личность».
Задачи современного образования в совершенствования поликультурных функций неразрывно связаны с формированием национального самосознания на основе национальной культуры и открытости другим культурам. Проблема национального самосознания исследуется в работах А.Г. Анаева, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробитева, В.И. Козлова, Г.В. Старовойтовой. Важная роль народной педагогики и народных традиций в этом процессе освещена в работах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, Ф.Ф. Харисова.
Обеспечение международного стандарта образования как гаранта современного цивилизованного развития нации требует от современной системы образования включения культурологических аспектов в содержание образовательного процесса. Вопросы о способах презентации культурологической информации рассматриваются в работах российских учёных (Л.И. Агафонова, Ж.Л. Витлин, Г.С. Сухобская). В этих работах делается акцент на общечеловеческие ценности, идеи гуманизма.
В методологическую основу инновационного проекта легли следующие подходы:
- компетентностный (В.А. Болотов, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, Р.П. Мильруд, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская);
- личностно- ориентированный (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, В.В. Сериков, С.В. Кульневич, И.С. Якиманская, К. Роджерс и др.);
- деятельностный (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов);
- системный (В.П. Кузьмин, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг, А.А. Востриков, В.А. Дмитриенко, И.Д. Пехлецкий);
- аксиологический (А.Я. Данилюк, И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов);
- коммуникативный (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев и др.).
Таким образом, формирование нравственного развития личности в поликультурном образовательном процессе неизбежно приводит к изменению методов обучения, отслеживанию результатов воспитательного процесса, к переориентации на качество выполнения всей воспитательной работы.
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
Отечественными учеными проведены фундаментальные исследования в области поликультурного воспитания. Так, авторским коллективом в составе Н.К. Катович, А.В. Селиванова, Л.В. Емельянчик, Л.С. Кравец, С.М. Сазоновой разработано пособие для педагогов общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи «Формирование толерантного отношения к детям-беженцам средствами поликультурной педагогики». Пособие издано под грифом Министерства образования Республики Беларусь. В нем рассмотрена проблема беженцев в мире и Республике Беларусь, раскрыты теоретические основы поликультурного воспитания обучающихся, описаны основные формы и методы работы в этом направлении. Представлен цикл практических занятий по формированию толерантного отношения к беженцам, людям разных национальностей и конфессий в контексте национальных традиций и культуры белорусского народа.
Модель поликультурного воспитания эффективно внедряется в Центре дополнительного образования детей и молодежи г.Минска «Эврика». С опорой на сложившиеся традиции клуба интернациональной дружбы «Мир на ладонях» был разработан совместный проект УВКБ ООН и ЦТДиМ «Эврика» «Социализация и адаптация детей беженцев в Республике Беларусь» (в дальнейшем «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове, Украине»), поддержанный Министерством образования Республики Беларусь. Реализация проекта способствовала обеспечению равного доступа детей и молодежи к различным областям свободной творческой деятельности.
С 2011 года в Центре реализуется программа поликультурного воспитания, которая предполагает работу по трем направлениям:
- диагностическая работа: отслеживание индивидуальных позиций воспитанников по отношению к представителям других национальностей;
- формирование толерантности: развитие у воспитанников терпимости к представителям других культур;
- изучение других культур (особенностей их представителей и традиций).
В рамках первого направления проводится диагностика уровня сформированности толерантности воспитанников, что помогает проследить динамику, а также подобрать наиболее эффективные средства и методы работы.
В рамках второго направления проводятся тренинги, занятия, направленные на формирование общей и этнической толерантности.
В рамках третьего направления проводятся различные мероприятия, направленные на знакомство с национально-этническими особенностями представителей различных национальностей.
Целесообразно продолжить работу в инновационном режиме, сконцентрировав усилия на методике внедрения модели нравственного развития обучающися в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа; изучении дидактических возможностей внедрения модели в воспитательном пространстве; разработке механизмов передачи и распространения опыта педагогов по внедрению модели инновационного проекта в образовательную практику.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Сегодня поликультурное воспитание рассматривается как важнейший фактор развития общества. Социальный заказ общества требует создания эффективной модели поликультурного воспитания, которая обеспечит формирование профессиональной компетентности педагога, сочетающей в себе системные знания в поликультурной педагогике и поликультурном образовании, в области взаимодействия различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу.
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.
Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа в учреждении образования представлена в модели внедрения, в которой заложены основные ее компоненты:
1. Организация деятельности с обучающимися:
специально организованная деятельность (игра и занятие);
развитие знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами проекта;
нерегламентированная деятельность;
занятия по интересам;
экскурсии, паломнические поездки и др.
2. Взаимодействие с педагогами:
проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме формирования гражданско-патриотических компетенций обучающихся;
организация открытых занятий, мастер-классов, творческих мастерских;
проведение заседаний педагогического совета и различных форм методической работы, которые отражают состояние работы по инновационному проекту;
направление самообразования участников проекта по проблеме формирования гражданских основ и патриотических чувств у обучающихся;
позиционирование опыта педагогов-инноваторов по результатам исследовательского проекта посредством публикаций.
3. Взаимодействие с родителями:
ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение родительской общественности к совместной работе по его реализации;
родительские собрания, конференции, форумы, постоянно действующие клубы для родителей;
организация и проведение семинаров, интерактивных форм по ознакомлению с историко-культурными и художественно-эстетическими ценностями родной страны.
4. Совместная деятельность педагогов, обучающихся и их законных представителей:
акции, экскурсии, походы, встречи с представителями науки и общественности и др.
5. Создание комплексного методического обеспечения:
разработка документации;
разработка дидактических и учебно-методических материалов;
информационное обеспечение (литература, методические рекомендации и др.).
База инновационной деятельности
Воспитательный процесс в I-XI классах государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Белоозёрска»
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности
№п/п
|
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
|
Личностное развитие
Воспитанность
Обученность
Поведение
Инновационная компетентность
Исследова-тельская компетенция педагогов
Расширение информационного пространства
Удовлетворен-ность участников образовательного процесса и законных представителей
|
- преобладание созидательной направленности личности;
- приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере учащегося;
- положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, позитивная этническая самоидентичность, гуманность;
- миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;
- проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях;
- конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий;
- стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;
- представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни;
- знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;
- представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений полов, младших и старших;
- соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям;
- владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов.
-создание профессиональной среды для обмена опытам;
- наличие эффективной системы повышения квалификации педагогических работников по теме проекта;
-личностные достижения педагогов;
-расширение инновационного образовательного пространства
-качественное проведение педагогического исследования в рамках проекта;
-положительная динамика участия в различного рода конкурсах, семинарах, конференциях;
-количество публикаций в педагогических изданиях;
- повышение квалификации.
-открытость;
-доступность информации о проекте;
- сетевое сотрудничество и взаимодействие между участниками проекта;
-трансляция инновационного опыта
-уровень удовлетворенности качеством воспитания учащихся;
-удовлетворенность системой управления проектом
|
диагностика,
анкетирование
метод наблюдения
диагностика,
анкетирование
мониторинг уровня обученности,
беседа
беседа
анкетирование
входная, промежуточная, итоговая диагностика;
анализ результативности участия педагогов в различного рода конкурсах, семинарах, конференциях, обобщение и распространение инновационного опыта работы
Положительные отзывы об учреждении образования в СМИ, на сайте школы,
проведение круглых столов, семинаров- практикумов;
ярмарок-идей, выставок достижений, презентаций опыта работы педагогов
Диагностика уровня удовлетворен-ности участников процесса
|
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Кадровое обеспечение:
98% педагогов школы имеют высшее образование,
78 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию;
32 педагогических работника, прошедщих сертификационное тестирование пользователей информационных технологий, что составляет 41 % от общего числа педагогов;
Материально–техническое:
Для управления инновационным процессом и реализации программы по духовно-нравственному воспитанию в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:
- кабинет духовно-нравственного воспитания: библиотека, аудио-и видеотека по духовно-нравственному воспитанию, компьютер, фотоиллюстрации; оригинальные разработки занятий; сценарии праздничных мероприятий; перспективные и календарные планы работы; периодические издания: журналы «Духовно-нравственное воспитание», «Православная радуга», «Свечечка», «Фома», «Врата небесные», «Божий мир», «Колыбель» и т.д.; методическая литература для педагогов.
- 2 кабинета информатики (16 компьютеров); компьютеры в учебных кабинетах (4 компьютера); компьютеры для управленческой деятельности (4), для организации воспитательного процесса (4); ноутбуки (2); мультимедийные проекторы (2); ЖК-телевизоры (8); интерактивные доски (2); принтеры (8); постоянный доступ в Интернет.
Информационное:
аннотированные списки литературы и интернет-источников по вопросам формирования духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве;
банк передового опыта работы педагогов по теме проекта;
организация внутреннего и внешнего консалтинга по теме проекта и по вопросам организации инновационной деятельности.
Участники проекта :
администрация школы - 2 человека; педагог-организатор; педагог социальный; педагоги, 13 человек; педагог-психолог
Этапы и сроки реализации проекта:
I этап - подготовительный (февраль - сентябрь 2018):
- входная диагностика готовности и мотивации всех участников проекта к инновационной деятельности;
- принятие коллективом идеи необходимых и целенаправленных изменений в функционировании учреждения;
- осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности, осознание и обсуждение инновационной идеи на всех уровнях;
- разработка инновационного проекта и оформление документов для получения статуса инновационной площадки;
- работа инициативной группы по разработке системы повышения квалификации педагогов, участников инновационного проекта;
- укрепление материально-технической базы школы с целью успешной реализации проекта;
- организационно-разъяснительная работа с педагогами об особенностях функционирования школы в инновационном режиме.
Ожидаемые результаты:
- осознание всеми участниками своей роли и ответственности за ход и результат инновационной деятельности.
II этап - планово-прогностический (октябрь, 2018):
- разработка документации, регламентирующей инновационную деятельность коллектива школы;
- определение критериев и показателей эффективности инновационной работы учреждения образования и участников проекта;
- определение направлений исследований педагогов по теме проекта.
- входная диагностика развития воспитанности обучающихся;
- диагностика готовности методической и психолого-педагогической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- чёткая стратегия и тактика реализации проекта;
- наличие систематизированных диагностических данных для организации, дифференцированной работы с участниками проекта.
III этап - практический (ноябрь 2018 - декабрь 2021):
- организация работы по выполнению планов инновационной деятельности:
- систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов;
- исследование наиболее эффективных приемов и механизмов инновационной деятельности, организация обмена опытом;
- проведение рефлексивных и коррекционно-инструктивных совещаний;
- организация систематической учебы педагогических кадров;
- организация и методическое сопровождение самообразования участников инновационной группы;
- диагностика развития учащихся; компетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельности;
- периодические консультации по ведению дневников и других документов участниками проекта;
- организация постоянно действующего факультатива по «Основам православной культуры»;
- открытые занятия педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
- проведение массовых внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию;
- диагностика воспитанности учащихся;
- отслеживание хода и результатов каждого этапа инновационной деятельности;
- рефлексия и коррекция деятельности по реализации программы внедрения модели нравственного развития личности ребенка в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа в воспитательный процесс школы.
Ожидаемые результаты:
- повышение духовно-нравственной компетентности участников образовательного процесса;
- построение сети партнерского взаимодействия участников инновационной группы по реализации проекта;
- формирование у педагогов навыка разработки сценариев мероприятий и планов уроков по духовно-нравственному воспитанию;
- унификация накопленных материалов по направлениям воспитательной работы.
IV этап - обобщающий (январь - май 2021):
- анализ полученных результатов, выявление соответствия результатов целям инновационной деятельности;
- составление отчетов участниками инновационной группы и общего отчета по школе;
- описание опыта и презентация результатов инновационной деятельности;
- авторские публикации в периодической печати и методических изданиях;
- создание банка данных по духовно-нравственному воспитанию;
- повышение уровня воспитанности учащихся школы;
- распространение модели нравственного развития обучающихся в поликультурном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа в практику воспитательный работы всех педагогов школы, а также в практику работы других учреждений общего среднего образования района через презентацию опыта работы педагогического коллектива на районных семинарах;
- проведение открытых мероприятий участниками инновационной группы;
- самооценка деятельности по проекту.
Ожидаемые результаты:
- создание рубрикатора сценариев мероприятий и уроков;
- подготовка методических рекомендаций и публикаций;
- повышение степени удовлетворенности уровнем воспитательных мероприятий всех участников образовательного процесса;
- повышение имиджа школы:
Формы и виды информации о процессе инновационной деятельности и её результатах:
- подготовка информационно-аналитического материала о ходе и результатах инновационной деятельности ежегодно;
- информирование коллектива о ходе и результатах инновационной деятельности (на совещаниях, методических и педагогических советах, родительских собраниях, других мероприятиях).
- систематическое ведение педагогами школы дневников инновационной деятельности;
- презентация педагогами материалов инновационного опыта на методических оперативках и т.п.
Основные направления индивидуальной деятельности участников инновационной группы
Ф. И. О.
|
Занимаемая должность
|
Функция в проекте
|
Карпович
Светлана Владимировна
|
директор
|
Разработанный алгоритм организационно – управленческого сопровождения инновационной деятельности
|
Якубович Елена Ивановна
|
заместитель директора по воспитательной работе
|
Организация воспитательно-образовательного процесса
|
Зорко
Елена Васильевна
|
педагог-психолог
|
Психолого-педагогическое сопровождение
|
Кулинка
Лилия Степановна
|
педагог социальный
|
Классификация девиантного поведения и комплекс мер по профилактике
|
Чехович
Светлана Евгеньевна
|
заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания, учитель английского языка, руководитель кружка «Юный волонтёр»
|
Организация и проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
|
Родионова
Ирина Николаевна
|
учитель русского языка и литературы, руководитель МО классных руководителей, руководитель кружка «Доброе слово»
|
Методические рекомендации по формированию духовно-нравственных компетенций учащихся 5-11 классов
|
Жукович Наталья Михайловна
|
библиотекарь
|
Методические рекомендации по формированию духовно-нравственных компетенций педагогов
|
Полторацкая
Елена Феликсовна
|
учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов
|
Методические рекомендации по формированию духовно-нравственных компетенций учащихся начальных классов
|
Сулима Валентина Дмитриевна
|
учитель начальных классов
|
Непосредственное осуществление воспитательного процесса духовно-нравственных компетенций учащихся третьих классов
|
Ледовских Татьяна Ивановна
|
учитель начальных классов
|
Непосредственное осуществление воспитательного процесса духовно-нравственных компетенций учащихся вторых классов
|
Страпко Наталья Степановна
|
учитель начальных классов
|
Непосредственное осуществление воспитательного процесса духовно-нравственных компетенций учащихся первых классов
|
Густыр Лариса Михайловна,
Данилкович Мария Николаевна
Панасевич-Туровец Екатерина Дмитриевна
|
учитель истории
учитель истории
учитель географии
|
Непосредственное осуществление воспитательного процесса духовно-нравственных компетенций учащихся среднего звена
|
Левдикова Елена Алексеевна
Гмыр Татьяна Анатольевна
|
учитель математики
учитель белорусского языка и литературы
|
Непосредственное осуществление воспитательного процесса духовно-нравственных компетенций учащихся старшего звена
|
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Инновационный проект «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера» не требует дополнительного финансирования
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
ГУО ”Гимназия № 2 г. Пинска“;
ГУО ”Средняя школа №10 г.Витебска“;
ГУО ”Средняя школа №19 г.Орши“ Витебской области;
ГУО ”Сенненская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ Витебской области;
ГУО ”Жировичская средняя школа Слонимского района“ Гродненской области;
ГУО ”Средняя школа №2 г.Новогрудка“ Гродненской области;
ГУО ”Гудевичская гимназия“ Мостовского района Гродненской области;
ГУО ”Песковский учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа“ Мостовского района Гродненской области;
ГУО ”Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад-средняя школа“ Гродненской области;
ГУО ”Учебно-педагогический комплекс Добровольский детский сад-средняя школа“ Свислочского района Гродненской области;
ГУО ”Турецкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа“ Кореличского района Гродненской области;
ГУО ”Средняя школа №12 г.Лиды“ Гродненской области;
ГУО ”Средняя школа №13 г.Лиды“ Гродненской области;
ГУО ”Гимназия №58 г.Гомеля имени Ф.П.Гааза“;
ГУО ”Средняя школа №8 г.Гомеля“;
ГУО ”Средняя школа №41 г.Гомеля“;
ГУО «Средняя школа №54 г.Гомеля»;
УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»;
ГУО «Ельская районная гимназия» Гомельской области;
ГУО «Средняя школа №11 г.Мозыря» Гомельской области;
УО «Мозырский государственный политехнический колледж»;
ГУО ”Средняя школа №9 г.Светлогорска“ Гомельской области;
ГУО ”Гимназия г. Хойники“ Гомельской области;
ГУО ”Гимназия №1 г.Жодино“ Минской области;
ГУО ”Гимназия № 2 г. Вилейки“;
ГУО ”Средняя школа №11 г. Лиды“ Гродненской области;
ГУО ”Средняя школа №14 г. Лиды“ Гродненской области;
ГУО ”Городьковский УПК детский сад – средняя школа“ Воложинского района Минской области;
ГУО ”Лешницкий УПК детский сад – средняя школа“
ГУО ”Средняя школа № 6 г. Сморгони“
ГУО ”Средняя школа № 6 г. Слуцка“
ГУО ”Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Волковысского района“ Гродненской области;
Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы».
Список использованной литературы:
- Учебные программы факультативных занятий для I-IV, V-IX, X-XI классов учреждений общего среднего образования «Основы православной культуры».
- Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом от 20 сентября 1994 года.
- ПОЛОЖЕНИЕ о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838).
- Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:
от 16.09.1997 № 12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся»,
от 14.06.1999 № 12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь»,
от 14.12.2000 № 20-12/264 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями»,
постановлением коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»,
от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2«О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности».
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
- Бедулина, Г.Ф. Поликультурное воспитание личности в современном обществе // Адукацiя i выхаванне. 2015. № 1. С. 8.
- Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.
- Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 270 с.
- Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин – СПб.: Шпиль, 2004. - 25 с.
- Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 9. [электронный ресурс] – Режим доступа. www.zexy-999.ru/item/items23101.
- Лаптенок, А.С. Социальные факторы нравственного развития личности // Адукацiя i выхаванне. 2015. № 5. С. 3.
- Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.
- Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.
- Осипов, А.И. Роль духовно-нравственного воспитания молодежи в решении проблем безопасности страны // Адукацiя i выхаванне. 2014. № 6. С.3.
- Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В. Бройко. – Минск: Адукацiя i выхаванне, 2007. – 152 с.
- Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006). – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006. – С. 25-28.
- Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009. – Ч. 1. – С. 146-149.
- Финькевич, Л.В. Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.
- Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.
Перспективный план инновационной деятельности
на 2018-2021г.г.
Организационно-методическое обеспечение
Название мероприятия
и формы проведения
|
Сроки
|
Организаторы и ответственные
педагоги
|
Создание Совета по инновационной деятельности
|
август, 2018
|
Директор школы Карпович С.В.
|
Консультирование педагогов по работе в инновационный период
|
август-сентябрь, 2018
|
заместитель директора по ВР Якубович Е.И.
|
Организация и проведение лектория для родителей «Совместное проведение досуговых мероприятий и праздников как средство освоения традиций отечественной правословной культуры»
|
август-сентябрь, 2018
|
Якубович Е.И.,
Родионова И.Н.
|
Организация постоянно действующего семинара для учителей «Православное воспитание и национальная культура в условиях современной школы»
|
август, 2018
|
Якубович Е.И., Чехович С.Е., руководитель творческой группы
|
Проведение инструктивно-методического совещания по нормативно-правовой базе взаимодействия школы и БПЦ
|
сентябрь, 2018
|
Заместитель директора по ВР Якубович Е.И.
|
Проведение мониторинга на каждом этапе инноватики, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, учащихся и их родителей с целью оказания помощи в коррекции и организации комфортности
|
в течение иннова-ционного периода
|
Педагог-психолог
Зорко Е.В.
|
Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме инновации, включая электронные носители и интернет и создание электронной библиотеки, медиатеки
|
в течение иннова-ционного периода
|
Жукович Н.М., библиотекарь
|
Проведение общешкольных праздников церковного календаря с участием родителей
|
в течение иннова-ционного периода
|
Чехович С.Е.-руководитель творческой группы
|
Организация экскурсий по историческим местам, православным святыням Беларуси
|
в течение иннова-ционного периода
|
Якубович Е.И.,
Чехович С.Е.,
Родионова И.Н.
|
Организация встреч священнослужителей с родителями, учащимися по вопросам ознакомления с нравственными законами православной веры, нравственными традициями семейного воспитания
|
в течение иннова-ционного периода
|
Заместитель директора по ВР Якубович Е.И., Чехович С.Е.,
|
Создание киноклуба духовно-нравственной направленности
|
октябрь, 2018
|
|
Организация в школьной библиотеке выставки литературы по духовно-нравственному воспитанию
|
в течение иннова-
ционного периода
|
Жукович Н.М. библиотекарь
|
Воспитательные мероприятия
|
Название мероприятия и формы проведения
|
Привлека-емые категории
|
Сроки
|
Организаторы и ответственные
педагоги
|
Работа с учащимися
|
Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний, с участием священнослужителя храма святого Серафима Саровского
|
Родители,
учащиеся
1-11 кл., педкол-лектив
|
сентябрь
|
Заместитель директора по ВР
Якубович Е. И.,
кл. рук. 1-11 кл.
|
Встречи и духовно-нравственные беседы с учащимися на классных часах с участием священников храма святого Серафима Саровского (по отдельному графику)
|
учащиеся
1-11 кл.
|
не реже 1 раз в месяц по отдель-
ному графику
|
Родионова И.Н., руководитель МО классных руководителей,
священники,
классные руководители
|
Благотворительные акции:
«Помоги школьнику»,
«В школу с добрым сердцем»,
|
родители,
учащиеся
1-11 кл., педкол-лектив
|
сентябрь
|
СППС
классные руководители,
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Работа кружка «Юный волонтёр»
Работа кружка «Доброе слово»
|
учащиеся
5-11 кл.
учащиеся
10 класса
|
еже-
недельно
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Создание киноклуба духовно-нравственной направленности
|
учащиеся
1-11 кл.
|
сентябрь
|
Гмыр Т.А.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Создание драматического кружка с репертуаром духовно-нравственного содержания
|
Учащиеся
7-10 классы
|
сентябрь 2018
|
Сулима Т.И, заведующая библиотекой
|
Операции «Забота» (ко Дню пожилых людей)
Акция «Чтобы помнили»
|
круж-
ковцы
|
октябрь
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Благотворительная и волонтёрская деятельность в микрорайоне школы.
Акции милосердия:
«Ангел милосердия»,
«Подари Рождественскую радость», «Масленичное угощение», «Пасхальная радость»
|
родители,
учащиеся 1-11 кл.,
пед. коллектив
|
в течение учебно-
го года
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
Кружковцы,
классные руководители
|
Неделя Матери (по отдельному плану)
Праздники в больнице «Под покровом любви материнской»
|
учащиеся
1-11 кл.
|
октябрь
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
классные руководители
|
Неделя профилактики вредных зависимостей и ВИЧ/СПИДа
- встречи и беседы с медицинскими работниками, представителями БПЦ
|
учащиеся
1-11 кл., родители,
педагоги
|
декабрь
|
Якубович Е. И.
врачи,
СППС, священники
|
Рождественская неделя (по отдельному плану):
- выставки-конкурсы рисунков, поделок, творческих работ;
- «Большой Рождественский концерт»;
-праздник Рождества в больнице;
- акция «Подари Рождественскую радость» (для малоимущих»
|
учащиеся
1-11 кл.
|
январь
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
Кружковцы
|
Декада патриотического воспитания.
- уроки мужества «Жизнь - Отечеству, честь – никому»
- встречи с представителями казачества, воинами-интернационалистами
Масленичная неделя (по отдельному плану):
- посещение больницы;
- благотворительная выставка-продажа «Масленичное угощение»
|
учащиеся
1-11 кл.
|
февраль
|
Якубович Е. И.
Густыр Л. М.
Данилкович М.Н.
Классные руководители
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
кружковцы
|
Конференция «Сохраним жизнь»
|
Учащиеся
9-11 кл.
|
март
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
|
Уроки мужества, посвященные памяти сожженных деревень.
Акция «Зажги свечу памяти»
|
учащиеся
2-11 кл.
|
март
|
Якубович Е. И.
Густыр Л.М.
|
Пасхальная неделя (по отдельному плану)
- выставка рисунков, поделок;
- посещение больных в горбольнице с праздничной программой;
- экскурсии в храм
|
учащиеся
1-11 кл.
|
апрель
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
кружковцы
Классные руководители
|
Неделя семьи:
-выставка «Моя семья»
-акция «Православную книгу – в семью»
|
учащиеся
1-11 кл.
|
май
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
классные руководители
|
Неделя Памяти.
Конкурс чтецов «Не гаснет памяти свеча»
|
учащиеся
8-11 кл.
|
май г.
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Гмыр Т.А., классные руководители
|
Торжественная линейка, посвящённая празднику «Последнего звонка» с участием священников храма святого Серафима Саровского
|
учащиеся
1-11 кл.
|
май
|
Якубович Е. И.
классные руководители, священники
|
Конкурсы и выставки детского творчества « Мир глазами детей», «Добро всегда рядом», «Красота Божьего мира», мастер-классы «Красоту творим мы сами своими добрыми руками», «Умелые руки не знают скуки» (совместное творчество родителей и детей)
|
учащиеся
1-11 кл.,
родители
|
в течение периода инно-ватики
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
классные руководители
|
Экскурсии в храмы г. Белоозёрска, Берёзовского района
|
учащиеся
1-11 кл., родители (по желанию)
|
в течение периода инно-
ватики
|
классные руководители
|
Работа с педагогами
|
Изучение нормативно-правовой документации
|
сентябрь,
2018
|
Карпович С.В.
|
Участие в работе школьного методического объединения учителей, работающих по программам духовно- нравственной направленности
|
В течение периода
инноватики
|
Чехович С. Е.
|
Пополнение кабинета, библиотеки, аудиотеки, видеотеки материалами духовно-нравственного содержания, подшивки газет «Радость моя»
|
В течение периода
инноватики
|
Жукович Н.М.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Обобщение и распространение опыта духовно-нравственного воспитания учащихся, в том числе через средства массовой информации и на интернет-сайте школы.
|
В течение периода
инноватики
|
Левдикова Е.А.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Лектории с участием священников «Основы православной культуры»
|
Ежемесячно,
в течение периода инноватики
|
представители БПЦ
|
Поздравление педагогов с праздниками:
- «Рождестственские посиделки»,
- «Пасхальное угощение».
Индивидуальные встречи «Задай вопрос священнику»
|
согласно календарю
1 раз в четверть
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
священники
|
Работа с родителями
|
Изучение нормативно-правовой документации
|
сентябрь 2018
|
Карпович С.В.
|
Проведение анкетирования «Духовность семьи» среди родителей
учащихся
|
сентябрь 2018
|
Классные руководители
|
Родительские собранияя с участием представителей Церкви
|
в течение периода инноватики
|
Якубович Е. И.
Родионова И.Н.
СППС
|
Организация ресурсного центра по оказанию методической помощи педагогам и законным представителям учащихся
|
в течение периода инноватики
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Гмыр Т.А.
Зорко Е.В.
|
Участие родителей в общешкольных
праздниках, КТД, концертах,
утренниках
|
в течение периода инноватики
|
Якубович Е.И.
Пунько А. А.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Конференция «Роль отца в воспитании детей»
|
март
|
Якубович Е.И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
представители общественности и церкви
|
Заседания школьного Совета по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних с участием представителей БПС.
|
в течение периода инноватики)
|
Якубович Е. И.
Кулинка Л.С.
СППС, священники
|
Фестиваль «Родники культуры».
Конкурс чтецов среди родителей и педагогов, приуроченный ко Дню семьи
|
май
|
Якубович Е. И.
|
Календарный план инновационной деятельности
на 2018/2019 гг.
Название мероприятия
и формы проведения
|
Сроки
|
Организаторы и ответственные
педагоги
|
Работа с учащимися
|
Организация факультативных занятий «Основы православной культуры», организационно-воспитательных мероприятий «Уроки нравственности»,
цикла встреч со священником
«На пороге взрослой жизни»
|
сентябрь
|
Карпович С.В.
|
Встречи и духовно-нравственные беседы с учащимися на классных часах с участием священников храма святого Серафима Саровского (по отдельному графику)
|
1 раз в месяц по отдельному графику
|
Родионова И.Н.
священники
Кл. рук.1-11 кл.
|
Благотворительные акции:
«В школу с добрым сердцем»
«Соберём портфель в школу»,
|
сентябрь
|
СППС
Кл. рук. 1-11 кл.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Работа кружков «Юный волонтёр» и
«Доброе слово»
|
еженедельно
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Операция «Забота»
(ко Дню пожилых людей)
|
октябрь
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
|
Встречи священников с учащимися девиантного поведения.
|
В течение года
|
СППС
Классные руководители
|
Благотворительная и волонтёрская деятельность в микрорайоне школы.
Акции милосердия:
«Чтобы помнили»,
«Подари радость ближнему»,
«Ангел милосердия»,
«Подари Рождественскую радость», «Масленичное угощение» и т. п.
|
В течение учебного года по плану работы школы
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
кружковцы
классные руководители
|
Неделя Матери (по отдельному плану)-праздник в больнице «Под покровом любви Материнской» для больных горбольницы |
октябрь
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
классные руководители.
|
Неделя профилактики вредных зависимостей и ВИЧ/СПИДа.
- встречи и беседы с медицинскими работниками
- цикл встреч с интересными людьми
|
декабрь
|
Якубович Е. И.
Представители общественности
СППС
|
Рождественская неделя (по отдельному плану):
- выставки-конкурсы рисунков, поделок, творческих работ;
- Большой Рождественский концерт;
-праздник Рождества в больнице;
- акция «Подари Рождественскую радость» (для малоимущих)
|
январь
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Данилкович М.Н.
кружковцы
|
Декада патриотического воспитания.
- уроки мужества
«Жизнь - Отечеству, честь – никому»;
- встречи с представителями казачества, воинами-интернационалистами;
Масленичная неделя (по отдельному плану):
- посещение больницы;
- благотворительная выставка-продажа «Масленичное угощение»
|
февраль
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
кружковцы
|
Конференция «Сохраним жизнь»
|
март
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.,
|
Пасхальная неделя (по отдельному плану)
-музыкальный проект «Голос ангела»;
- выставка рисунков, поделок;
- посещение больных в горбольнице с праздничной программой;
- экскурсии в храм
|
апрель
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
кружковцы,
классные руководители
|
Неделя семьи
-выставка «Моя семья»
-акция «Православную книгу – в семью»
|
май
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
классные руководители
|
Неделя Памяти.
Конкурс чтецов «Не гаснет памяти свеча»
|
май
|
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
Жукович Н.М.
|
Конкурсы и выставки детского творчества
« Мир глазами детей», «Добро всегда рядом», «Красота Божьего мира», «Красоту творим мы сами своими добрыми руками», «Умелые руки не знают скуки» (совместное творчество родителей и детей)
|
в течение года
|
Якубович Е. И.
Чехович С.Е.
Родионова И.Н.
классные руководители.
|
Организация совместных походов и экскурсионно-паломнических поездок, экскурсий в храмы г. Белоозёрска, Берёзовского района
|
в течение года
|
классные руководители
|
раскрыть » / « свернуть